Рубрика «СИМВОЛЫ ПОБЕДЫ»
Т-34. Танк Победы
«Я застыл как забытый бой. Пламенеют мои бока.
Человек ты узнал меня? Я – любовь, воскресшая на века…»
Михаил Анчаров поэт-танкист.
Танк Т-34-76. 1942 года выпуска.
«Баллада о Т-34», исполняет Н. Расторгуев, композитор О. Макин, слова А. Шаганова.
http://slovo.mosmetod.ru/uroki/t_34/img/lube.mp3
«По итогам ХХ столетия советский средний танк Т-34 признан специалистами различных стран шедевром мирового танкостроения.
Т-34, созданный в конце 1930-х годов, находился на вооружении Вооруженных сил СССР и Российской Федерации с июня 1940 по сентябрь 1997 года.
Он стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах – от Заполярья до Южной Африки».
История создания танка
В 30-е годы на вооружении Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) стояли танки, сочетающие в себе две крайности.
С одной стороны – легкие танки. Они обладали скоростью, мобильностью и маневренностью, но имели слабую защиту от снарядов и невысокую огневую мощь установленного вооружения.
Противоположную крайность представляли средние танки с крепкой броней и мощным вооружением, но при этом неповоротливые и малоскоростные.
Кроме того, усовершенствование в 30-х годах XX века противотанковой артиллерии привело к необходимости создания нового танка, сочетавшего в себе маневренность, высокий уровень бронезащиты и мощное вооружение.
В сентябре 1937 года директору Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна (завод № 183) было направлено распоряжение «Для проектирования машины создать на заводе отдельное конструкторское бюро (ОКБ)…».
В ноябре 1937 года начальником ОКБ завода № 183 назначен М.И. Кошкин.
Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА выдало Харьковскому заводу техническое задание на проектирование среднего танка, изначально носившего обозначение А-20 или БТ-20. Изначально планировалось, что новый танк с новым дизельным двигателем В-2 (бензиновый двигатель в бою опаснее, чем дизель: при попадании снаряда бак бензина загорается гораздо легче и сильнее, чем бак дизтоплива) сохранит колесно-гусеничный тип ходовой части, как у прежних моделей БТ. Работая над А-20, М.И. Кошкин пришел к выводу, что для увеличения толщины брони, мощности вооружения, повышения проходимости по бездорожью необходимо отказаться от колесно-гусеничной схемы ходовой части в пользу гусеничной.
Чтобы оценить преимущества той или иной схемы на практике, пришлось спроектировать два прототипа танков – колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32.
Эти два проекта обсуждались на заседании Комитета Обороны 4 мая 1938 года, в котором участвовали И.В. Сталин, члены Политбюро, военные и конструкторы.
Участник боев в Испании инженер-танкист А.А. Ветров в своем докладе, основанном на личном боевом опыте, высказался за гусеничный танк – колесный движитель показал себя ненадежным и сложным в ремонте. А.А. Ветрова активно поддержал М.И. Кошкин – он сделал упор на то, что гусеничная конструкция менее металлоемкая, более простая и дешевая в производстве, а значит, масштабы серийного выпуска гусеничных танков при равных затратах будут намного больше, чем объемы производства колесно-гусеничных. В то же время нашлись сторонники колесного варианта – начальник АБТУ комкор Д.Г. Павлов и другие выступавшие активно агитировали за привычный колесно-гусеничный танк. Итог подвел Сталин, предложивший построить и испытать танки обоих типов. Испытания проходили опытные образцы двух танков, отличавшихся только типом движителя – колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32. Размеры корпуса, силовой агрегат и башни этих танков были одинаковые. Зато ходовая часть А-32 уже получила пять опорных катков, как у будущего серийного Т-34. Поначалу сравнительные испытания А-20 и А-32 не выявили явных преимуществ какой-либо схемы.
М.И. Кошкин все равно искал возможность доказать преимущество гусеничной ходовой части. Он указывал, что даже при постройке двух единичных прототипов на изготовление и сборку колесно-гусеничной ходовой части ушло гораздо больше времени и сил, чем на изготовление гусеничной. Кроме того, во время ходовых испытаний Михаил Ильич доказывал, что, исключив тяжелые колесные редукторы, можно увеличить толщину и массу брони танка, мощность установленного вооружения. Гусеничный движитель позволяет сделать танк лучше защищенным и вооруженным. В то же время на колесном ходу танк катастрофически теряет проходимость в условиях бездорожья.
В сентябре 1939 года КБ, возглавляемое Кошкиным представило членам правительства – К.Е. Ворошилову, А.А. Жданову, А.И. Микояну, Н.А. Вознесенскому – второй доработанный образец гусеничного А-32. Легкий изящный танк без труда преодолевал все препятствия, вброд форсировал реку, поднялся по крутому обрывистому берегу, легко сбил толстую сосну. Восхищению зрителей не было предела, а директор ленинградского Кировского завода Н.В Барыков сказал: «Запомните этот день – день рождения уникального танка».
19 декабря 1939 года постановлением Комитета обороны при СНК Союза ССР № 443сс на вооружение РККА принят танк А-32, получивший аббревиатуру Т-34, с толщиной основных броневых листов 45 миллиметров.
27 апреля 1940 года подписан отчет о войсковых испытаниях двух танков Т-34.
Пробег Харьков – Москва – Харьков и войсковые испытания Т-34
3
2
2
1
Компоновка Т-34 получилась следующая. Впереди – боевое отделение для экипажа. Механик-водитель сидел слева, как шофер в отечественном автомобиле. Рядом с ним находилось место стрелка-радиста, перед которым в наклонном лобовом листе башни стоял курсовый пулемет. Сзади в башне были места командира экипажа и заряжающего орудия.
«Оружие Победы. Средний танк Т-34»
Огненные годы
Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений Второй мировой войны. Известно, что на третий день войны с Советским Союзом рейхсканцлеру Германии было доложено о двух захваченных танках: тяжелом КВ и среднем Т-34. Гитлер в шоке: никто в военном руководстве рейха не знал о существовании этих танков. «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну», – заявил фюрер своим генералам.
Танк Т-34 в различных модификациях принимал участие во всех крупных сражениях и операциях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
- Битва за Москву. Именно танк Т-34 изображен на медали «За оборону Москвы».
Положение о медали «За оборону Москвы»
Диорама музея «Танк Т-34»
Одним из эпизодов битвы за Москву было противостояние артиллеристов наступающим фашистским танкам. Командиром орудийного расчета был Гайк Шадунц. Уроженец далекого Карабаха, он был призван в армию в 1940 г. и с первых дней войны защищал небо Москвы на дальних подступах к столице. После прорыва немецких танков орудийный расчет, где старшим остался Шадунц, едва не был раздавлен гусеницами. Но артиллеристы не растерялись. Атака врага захлебнулась. Немецкие танки не смогли оседлать Дмитровское шоссе в районе Лобни. Диорама посвящена встречи Гайка с контрнаступающими советскими войсками в состав которых входили танки Т-34.
- Сталинградская битва.
- Курская битва.
- Освобождение Украины и Молдавии (Битва за Днепр и ясско-кишиневская операция).
- Освобождение Белоруссии и Прибалтики (Белорусская операция, Прибалтийская операция).
- Освобождение стран Европы (Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Австрия, Болгария, Венгрия) от немецко-фашистских войск.
На протяжении всей войны осуществлялась модернизация танка исходя из потребностей фронта.
Средний танк Т-34-76 образца 1943 года
Масса – 30,9 т.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение – пушка 76,2 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 45–52 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности.
Башня танка литая, шестигранной формы. На башне – неподвижная командирская башенка. На танке устанавливалась пушка Ф-34. Боекомплект – 103 снаряда. Установлены воздухоочистители новой конструкции типа «Циклон». В топливном насосе установлен всережимный регулятор. Четырехскоростная коробка передач заменена пятискоростной.
Ряд танков был вооружён огнемётами АТО-42, установленными вместо пулеметов.
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года
Масса – 28,5 т.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение – пушка 76,2 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 45-52 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности.
Башня танка литая, по форме такая же, как у танка Т-34 образца 1940 года, остальные узлы и агрегаты без существенных изменений, за исключением ходовой части, где на части танков вместо опорных катков с наружной амортизацией устанавливались опорные катки с внутренней амортизацией.
На танке были установлены люк механика-водителя новой конструкции и пушка Ф-34.
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года.
Масса – 30,9 т.
Экипаж – 4 человека.
Вооружение – пушка 76,2 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 45–52 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности.
Башня танка литая, шестигранной формы. В башне имеются два круглых люка с откидными крышками.
На танке устанавливалась пушка Ф-34.
Боекомплект – 77 снарядов. Установлены воздухоочистители новой конструкции типа «Циклон». Ряд танков был оснащен огнемётами АТО-1, установленными вместо пулеметов. На отдельных танках оставались башни штампованно-сварной конструкции. Внесенные изменения существенно повысили боевые и эксплуатационные качества танка Т-34.
Средний танк Т-34-85 образца 1943 года
Масса – 32 т.
Экипаж – 5 человек.
Вооружение – пушка 85 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 45–90 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности.
Литая башня имеет увеличенный погон, на ее крыше устанавливалась неподвижная командирская башенка, крышка которой вращалась на шариковой опоре. В крышке был закреплен смотровой перископический прибор, позволяющий вести круговой обзор. На танке устанавливалась пушка Д-5. Боекомплект – 56 снарядов.
Средний танк Т-34-85 образца 1944 года
Масса – 32 т.
Экипаж – 5 человек.
Вооружение – пушка 85 мм и два пулемета 7,62 мм.
Броня – 90 мм.
Двигатель – 500 л.с.
Максимальная скорость – 55 км/ч.
Характерные особенности. Литая башня имеет увеличенный погон, на ее крыше устанавливалась неподвижная командирская башенка, крышка которой вращалась на шариковой опоре. В крышке был закреплен смотровой перископический прибор, позволяющий вести круговой обзор. На танке устанавливалась пушка ЗИС-С-53. Боекомплект – 55 снарядов.
Танковые заводы – фронту
Во время Великой Отечественной войны в Поволжье и на Урале были развернуты 8 танковых, 6 корпусных и 3 дизельных завода.
Заводы |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
Всего |
№ 183 (Харьков) |
115 |
1560 |
1675 |
||||
№ 183 (Нижний Тагил) |
25 |
5684 |
7466 |
8421 |
7356 |
28952 |
|
№ 112 (Горький) |
161 |
2718 |
28510 |
3619 |
3255 |
12604 |
|
№ 174 (Омск) |
417 |
1347 |
2163 |
1940 |
5867 |
||
СТЗ (Сталинград) |
1250 |
2520 |
3770 |
||||
ЧКЗ (Челябинск) |
1055 |
3594 |
445 |
5094 |
|||
Уралмаш (Свердловск) |
267 |
452 |
719 |
||||
Всего |
115 |
2996 |
12661 |
15710 |
14648 |
12551 |
58881 |
Достижения отечественных танкостроителей в годы войны были приравнены к выигранным сражениям на фронте. За большой вклад в победу над фашистской Германией в 1945 году были награждены заводы: «Красное Сормово» (№ 112), Сталинградский тракторный – орденом Отечественной войны первой степени; Уралмашзавод – орденом Красного знамени; Челябинский и Кировский заводы – орденом Кутузова первой степени.
Танк Т-34 в послевоенные годы
В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет “Мессершмитт”. Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…» Данный вопрос занимал и продолжает интересовать очень многих. К примеру, в знаменитой книге-альбоме Стивена Бисти «Чудесные сечения» («Incredible cross-sections») рассказывается о величайших творениях человечества всех времен и народов. Их всего 18, среди них – танк, и именно Т-34!
Официально в СССР танки Т-34-85 выпускали до 1946 года. Но принципы, заложенные в Т-34, получили дальнейшее развитие в целой серии советских и российских танков: Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и т.д.
Лицензии на производство Т-34-85 были переданы в то время социалистическим странам – Польше и Чехословакии, где их модернизированные варианты производили в 50-е годы XX столетия.
Хотя поздние «тридцатьчетверки» с 85-мм вооружением появились в последние годы войны, а потом участвовали в послевоенных конфликтах, до 1958 года Т-34-85 официально оставался секретным танком. Лишь после снятия грифа старые танки начали устанавливать на постаментах в качестве памятников. Чаще всего для этого использовали Т-34-85, так как их сохранилось намного больше, чем Т-34-76. Также именно поздние «восемьдесят пятые» обычно снимались в художественных фильмах о войне.
Т-34-85 и в послевоенные десятилетия нередко использовался по прямому назначению во время различных вооруженных конфликтов, ведь он состоял на вооружении стран – участниц Варшавского договора, а также Албании, Анголы, Конго, Кубы, Вьетнама, Китая, Северной Кореи, Монголии, Египта, Гвинеи, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Мали, Сирии, Финляндии, Югославии. Например, во время ближневосточных войн, начавшихся в 1967 году, арабские войска сражались против Израиля на чешских Т-34. «Тридцатьчетверки» в начале 50-х участвовали в Корейской, а в 60–70-е – во Вьетнамской войне. Последние случаи массового применения Т-34-85 отмечены во время гражданской войны в Югославии в 1990-е годы. Интересно, что у себя на родине Т-34-85 был окончательно снят с вооружения уже не в советской, а в российской армии. Соответствующий указ вышел в сентябре 1997 года.
После Второй мировой войны Т-34 обрел другую «специальность» – стал самым массовым памятником воинской доблести. И вот что интересно: как бесстрастно свидетельствует телехроника, простояв на постаменте более шести десятилетий, «тридцатьчетверка» по-прежнему легко заводится и способна самостоятельно передвигаться!
Рекорды танка Т-34 http://slovo.mosmetod.ru/uroki/t_34/img/recordi.pdf
Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» http://museum-t-34.ru/
Военно-технический музей «Танк Т-34» http://gvtm.ru/tank-t-34-istoriya-tanka-i-ekspona
Фильмы, посвященные танкистам:
В содержании урока использовался материал музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34» и ГБУКМО «Военно-технический музей»